МБУК «Вологодский районный краеведческий музей»

Хайрова Лариса Владимировна

1. Название учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Вологодский районный краеведческий музей»

2. Сокращенное название: МБУК «Вологодский районный краеведческий музей»

3. Руководитель: Хайрова Лариса Владимировна

4. Адрес: 160553, Вологодская область, Вологодский район, с.Кубенское, ул. Свободы, д.20

5. Телефон: 77-23-93

6.Адрес электронной почты: vrkm35@yandex.ru

7. Реквизиты: л/с:803.20.003.1, ИНН: 3507012305, КПП: 350701001, ОГРН: 1023500594545

8. Учредитель: Управление культуры, молодежной политики и туризма администрации Вологодского муниципального района (160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 24)

9. Устав

«Возрождение» музея в с.Кубенское

Муниципальное учреждение культуры «Вологодский районный краеведческий музей» был создан на основании Постановления Главы Вологодского муниципального района №69 от 30.01.2002 года «О муниципальном учреждении культуры «Вологодский районный краеведческий музей» в целях сохранения и распространения культурных ценностей, находящихся в муниципальной собственности Вологодского муниципального района, а также приведения деятельности Кубенского районного музея в соответствие с действующим законодательством РФ».

Благодаря реализации регионального социокультурного проекта «Творческое наследие В.А.Гаврилина» в 2002 году началась «вторая» жизнь у музея в с. Кубенское: была поставлена актуальная задача создания на базе музея экспозиции, посвящённой жизни и творчеству композитора. Было выделено здание для размещения музея, проводились ремонтные работы, велась подготовка к созданию экспозиций за счёт средств не только учредителя, но и из бюджета области. Была поставлена задача – создать мемориальную, историческую экспозиции и зал воинской Славы, сохранить то, что было собрано предшественниками, поднять учётно-хранительскую деятельность на должный уровень, создать базу учётной документации, поставить на учёт предметы из народного музея. Это означало привести «музейное хозяйство» в селе Кубенское в соответствие с нормами и правилами, установленными Министерством культуры России, заново создать музей с новым статусом.


Экскурсионные программы:



«Государева дорога»

Цель: история кубенского тракта. Посещение храмов и св. источника.
Стоимость:
60 руб. с человека + 40 руб. чай.
Территория:
Кубенское – Воздвиженье – д. Пучка – с. Сяма – Новленское – д. Минино (по надобности) – с. Владычное.

Краткое описание маршрута: история храма пр. Богородицы в с. Кубенское. Посещение Крестовоздвиженской церкви в с. Воздвиженье. Заезд в с.Пучка и история храма Покрова св. Богородицы. Экскурс в прошлое по Сямскому монастырю в с. Сяма. Краткая история Новсленского и Михайло-Архангельской церкви в Новленском. Работы в д. Минино – месте археологических раскопок древних поселений. Рассказ о находках и работе археологов. Посещение Чудотворного источника в с. Владычное.



«К ликам храмов Кубеноозерья»

Цель: по местам религиозного поклонения – храмы и поклонные кресты. История храмов.
Стоимость:
60 руб. с человека.
Территория:
с. Кубенское – д. Поповка – Кулемесово

Краткое описание маршрута: история храма пр. Богородицы в с. Кубенское. История с. Кубенское по дороге к Троицкому храму. Посещение Троицкого храма и рассказ об истории данного храма. Посещение Троицкого храма и рассказ об истории данного храма. Прогулка по кирилловскому тракту к Ильинскому храму. История храма. Дом Н.А. Богословского – священника храма. История жизни настоятеля. Д. Поповка – история Воскресенской Подкубенской церкви. Посещение церковной сторожки при церкви. Особенности фундамента. Внутреннее убранство комнат. Уникальность полов и сводов сторожки. Проезд к д. Кулемесово с рассказом о современном отношении подростков к истории края и церквей – исследовательские работы. Д. Кулемесово и восстановленный храм Василия Великого на Едке. История храма. Зодчество. Фрески. Разрушенный алтарь. Современное строительство у храма. Кладбище кулемесовское. Старинные захоронения. Подведение итогов поездки по храмам.



  «Древнее село Кубенское»

Цель: познакомиться с историей села, посетить храмы на территории села и поведать их историю. Рассказать о достопримечательностях села.
Стоимость:
60 руб.
Территория:
село Кубенское.

Краткое описание маршрута: история села Кубенское. Храмы села и их история (с посещением Троицкой церкви). Настиятели храмов и их трагическая судьба (домик Н.А. Богословского). Купечество – купцы села: Борисовы, Буракова. Экскурсия к купеческим домам. Памятники села. Современные постройки и предприятия села.








«Мои истоки»

Цель: популяризация творчества В.А. Гаврилина у детей и взрослых.
Стоимость:
300 руб. с группы
Территория:
Кубенское – Перхурьево – Воздвиженье – Кубенское.

Краткое описание маршрута: по мере продвижения в Воздвиженье – Перхурьево рассказ о семье – довоенная жизнь.

Д. Перхурьево – жизнь в деревне. Детство В.А. Гаврилина. Дом Гаврилиных. Работа матери. Церковь – усадьба детдома. История храма. Арест Клавдии Михайловны. Возвращение в с. Кубенское: основание села, традиционные занятия, к 50-м годам административный центр. Зал В.А. Гаврилина – краткая характеристика дальнейшей жизни и творчества композитора.





Слова М.Н.Мерцаловой: «Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни и наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим».

Рубаха, передник и пояс – это основные общеславянские элементы женского костюма, сохранившиеся на Русском Севере и в качестве обыденной, и в качестве ритуальной одежды вплоть до рубежа XIX-XX вв. Именно на этих деталях женского северорусского костюма встречается наибольшее количество архаических элементов, возникновение которых относится к древнейшим периодам истории народов Восточной Европы и отстоит от нашего времени на многие тысячелетия.

Огромную роль играл в народной одежде пояс. Это неудивительно: пояс охранял самую уязвимую часть тела человека – живот. Отношение к этому элементу одежды было особое, очень серьёзное. Интересно, что наши дальние родственники, хетты, в III тыс. до н.э. пришедшие на территорию Малой Азии, поражали всех своих соседей, неродственных хеттам, тем, что взяв в плен вражеских воинов, сначала снимали с них пояса, а уже потом отнимали у них оружие. Снять с человека пояс означало обесчестить его, изменить его социальный статус, превратить его в раба, в несвободного человека, ибо свободный – подпоясан.

И наше выражение «распоясаться» ведёт своё происхождение оттуда, из глубины тысячелетий, означая «вести себя неправильно». Каждый уважающий себя русский человек не позволял себе распоясанным ходить даже в избе. Более того, женщины не позволяли себе снимать пояс даже на ночь, рубаха должна быть обязательно подпоясана. И в тех районах России, где существовало крепостное право, когда крестьянина отправляли на конюшню пороть, с него обязательно снимали пояс – подпоясанного пороть было нельзя. Это особое отношение к «опояске» сохранилось и по сей день: когда военнослужащих отправляют на гауптвахту, с них обязательно снимают ремень, подчёркивая тем их несвободу.

К поясу было такое же отношение, как и к полотенцу. Полотенце же часто выполняло функции пояса, особенно в свадебной обрядности ( дружки подпоясывались полотенцем или широким поясом). На поясе сохранялась вся та орнаментальная структура, которая характерна для оформления подола рубахи, интенсивно насыщенная охранительной символикой. На поясе могли, как и на полотенце, опускать в могилу гроб, оставляя его там, - пояс считался выполняющим священную связь между предками потомками, он был дорогой от живых к мёртвым. Как полотенца, так и пояса во время «родительских» дней вывешивались за окна; как по полотенцу, так и по поясу в дом могли войти души предков. Как орнаментированные полотенца, так и пояса украшали божницу.

05.05.2012