Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере соблюдения природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями администрацией Вологодского муниципального района в 2018 г.

1. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере контроля соблюдения природоохранного законодательства.

При проведении мероприятий по контролю за соблюдением природоохранного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими свою деятельность на территории Вологодского района, отдел охраны окружающей среды администрации Вологодского муниципального района (далее по тексту – ВМР), являющийся уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды, руководствуется законами РФ, законами Вологодской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. По мере совершенствования федерального и областного законодательства вносятся изменения и в нормативно-правовые акты ОМС.

В 2018 году на территории района действовало «Положение об участии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Вологодского муниципального района», утвержденное решением Представительного собрания Вологодского муниципального района от 25.04.2017 г. № 197.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Вологодского муниципального района, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством постановлением администрации Вологодского муниципального района от 17.11.2017 № 1873 утверждено Положение об отделе охраны окружающей среды администрации Вологодского муниципального района.

В соответствии со статьей 8.3, 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принято постановление администрации ВМР от 27.01.2017 № 161 «Об утверждении Порядка оформления заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями», постановление № 847 от 30.06.2015 «Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и их содержание, оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований» признано утратившим силу.

Постановлением администрации Вологодского муниципального района от 29.12.2017 № 2057 утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному экологическому надзору (контролю) в рамках отдельного вида государственного надзора (контроля).

Принятые постановления опубликованы в средствах массовой информации и размещены на официальном сайте Вологодского муниципального района.

2. Организация государственного контроля (надзора).

Постановлением администрации Вологодского муниципального района от 17.11.2017 № 1873 «Об утверждении положения об отделе охраны окружающей среды администрации Вологодского муниципального района» функции по осуществлению государственного регионального экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, расположенных на территории района, за исключением объектов федерального экологического надзора и объектов, надзор на которых осуществляется уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды области, возложены на отдел охраны окружающей среды администрации Вологодского муниципального района (далее – отдел).

Указанные функции выполняются отделом на основании и в соответствии с Законом Вологодской области от 28.06.2006 № 1465-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» (с изменениями).

На основании данного Закона реализуются полномочия по осуществлению государственного регионального экологического надзора (в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящихся на территории Вологодского муниципального района, за исключением объектов, подлежащих контролю органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды.

Администрация Вологодского муниципального района имеет право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

2) беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения администрации Вологодского муниципального района о назначении проверки, посещать и обследовать в границах Вологодского муниципального района используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, за исключением объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды области, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

3) составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законом Вологодской области от 08.12.2010 № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области», в пределах компетенции администрации района, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

4) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Должностные лица администрации Вологодского муниципального района при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:

1) предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

2) разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности.

Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в части регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Вологодского муниципального района Вологодской области, за исключением объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее по тексту - Департамент), как органом исполнительной государственной власти Вологодской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления Вологодской области, утверждён постановлением администрации Вологодского муниципального района от 10.05.2017 г. № 814.

По вопросам государственного регионального экологического надзора отдел взаимодействует с прокуратурой Вологодского района, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области, с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Департаментом стратегического планирования Вологодской области, Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, администрациями сельских поселений, с экспертами, экспертными организациями, осуществляющими аналитический контроль качества поверхностных и сточных вод, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исследования отходов производства и потребления, определения уровня загрязнения почв, с другими органами государственного контроля. Взаимодействие происходит в форме:

- согласования годовых планов проведения мероприятий по контролю;

- согласования в установленном порядке проведения внеплановых проверок;

- утверждения сметы расходов субвенции на осуществление переданных государственных полномочий;

- предоставления ежеквартальной (полугодовой) отчетности (4 формы) и информаций по запросам;

- осуществления Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды проверок исполнения переданных государственных полномочий;

- осуществления проверок органами надзора в части соблюдения установленных требований федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- межведомственного информационного взаимодействия.

3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора).

Финансовое обеспечение деятельности по осуществлению государственного контроля в 2018 году складывалось из средств, заложенных в бюджете района и субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий.

Государственные полномочия по осуществлению государственного регионального экологического надзора выполняются отделом охраны окружающей среды адми­нистрации Вологодского муниципального района. Расходы на обеспечение процесса государственного регионального экологического надзора за 2018 год из средств суб­венции составили 327,2 тыс. руб., из них:

- оплата труда государственных инспекторов и отчисления в фонды – 275,0 тыс. руб.;

- материально-техническое обеспечение – 20,8 тыс. руб.;

- проведение аналитического контроля (мониторинга) – 20,0 тыс. руб.;

- приобретение основных средств – 11,4 тыс. руб.

Данная сумма расходов является не значительной (в частности, коммунальные расхо­ды, связь, использование оргтехники полностью финансируются из средств местного бюджета). В общей структуре расходов за счет субвенции в 2018 году расходы на оплату труда составили 84%, прочие расходы – 16%.

Расходы, отраженные в отчете об исполнении бюджета за 2018 год, соответствуют данным отчета по расходованию средств субвенций, представленного в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области за 4 квар­тал 2018 года. Отчет представлен по форме, утвержденной постановлением Правительства Во­логодской области от 24.02.2009г. № 327 «Об утверждении Порядка представления органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области отчета о выполнении отдельных государственных пол­номочий в сфере охраны окружающей среды».

Установленные оклады заработной платы и надбавки рассчитаны в соответ­ствии с законом области от 26.12.2007г. № 1727-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов оплаты труда муниципальных служащих в Вологодской области».

Согласно штатного расписания администрации Вологодского муниципального района исполнением переданных полномочий в соответствии с должностными инструкциями занимались 2 работника отдела: государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области по Вологодскому муниципальному району – начальник отдела Фокина Наталья Николаевна и государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области по Вологодскому муниципальному району – главный специалист отдела Ухов Михаил Юрьевич.

Оба государственных инспектора имеют высшее техническое образование, стаж работы государственными инспекторами. Ежегодно государственные инспектора участвуют в практических и теоретических занятиях, организуемых Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по вопросам организации государственного регионального экологического надзора.

Фактическая нагрузка в 2018 году составила 1762 нормо-часов на 1 инспектора.

Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю в 2018 году не привлекались.

4. Проведение государственного контроля (надзора).

За истекший год специалистами отдела проведено 4 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверок выявлено 4 нарушения.

Случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе контрольно-надзорных мероприятий в 2018 году не установлено.

5. Действия органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.

По фактам выявленных нарушений в ходе проверок соблюдения требований природоохранного законодательства составлено и направлено на рассмотрение в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области 4 протокола об административных правонарушениях. В отношении нарушителей в 1 случае наложен административный штраф, в 3 случаях вынесено предупреждение. Сумма наложенных административных штрафов составляет 1 тыс. руб.

С целью информирования индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и предотвращения ими нарушений природоохранного законодательства информация о ходе выполнения мероприятий по осуществлению государственного регионального экологического надзора и выполнению плана проверок размещается на официальном сайте Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры. Также до руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей доводится информация о проведении обучающих семинаров, совещаний по вопросам охраны окружающей среды и изменениям природоохранного законодательства.

Действия (бездействия) должностных лиц при проведении мероприятий по контролю юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в 2018 году не обжаловались.

6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора).

В 2018 году государственный экологический контроль (надзор) на территории Вологодского муниципального района осуществляли начальник и главный специалист Отдела, которые являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Вологодской области по Вологодскому району и имеют удостоверения установленной формы.

В правоохранительные органы материалы по результатам проверок в течение 2018 года не передавались, заявления о согласовании проверок в органы прокуратуры не направлялись.

Проверки, результаты которых признаны недействительными, в 2018 году отсутствуют.

Проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, в отчетном периоде не отмечено, меры дисциплинарного, административного наказания в отношении должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор), за нарушение законодательства о порядке проведения проверок не применялись.

Проверок по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения или причинение вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, в 2018 году не осуществлялось.

Все больше внимания предприятия и администрации сельских поселений уделяют раздельному сбору твердых бытовых отходов, использованию вторичных материальных ресурсов, наведению порядка в работе с ртутьсодержащими отходами. В 8 крупных населенных пунктах района установлены евроконтейнеры для раздельного сбора отходов (бумага, стекло, пластик). Во всех сельских поселениях организован прием отработанных ртутных ламп от населения. В одном сельском поселении действует пункт приема вторичных материальных ресурсов (бумаги, картона, пленки полиэтиленовой, отходов пластмасс), в 8 сельских поселениях организованы пункты приема опасных отходов, установлены специальные переносные контейнеры для сбора отработанных ртутных ламп различных наименований и батареек). Работа по организации раздельного сбора в 2019 году будет продолжена.

Прогнозируя состояние исполнения обязательных требований в сфере охраны окружающей среды, необходимо отметить следующее. В настоящее время в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации ведется масштабная реконструкция федерального природоохранного законодательства. Изменению подвергнута система нормирования воздействия на окружающую среду, значительно изменена нормативная правовая база в части обязательного наличия разрешительных документов в сфере природопользования, изменилась система исчисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Указанные изменения в силу их кардинального отличия от существовавших норм, с большой долей вероятности, повлекут возникновение спорных моментов при правоприменении. С учетом этого возможно прогнозировать рост числа правонарушений в экологической сфере, совершенных по неосторожности в связи с недостаточной осведомленностью хозяйствующих субъектов. В то же время часть действий (бездействий) лиц ранее и в настоящее время квалифицирующаяся, как нарушения природоохранных норм, таковыми быть перестанут, что может наоборот снизить рост числа нарушений.

Следует также учитывать, что в 2017 году постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 г. № 1410 утверждены критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора. Согласно принятого постановления плановые проверки юридических лиц, использующих производственные объекты, отнесенные к категории низкого риска (в план проверок на 2018 год были включены именно такие объекты) не проводятся. В связи с этим решением Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры все плановые проверки юридических лиц на 2018 год исключены из плана проверок.

С учетом указанных изменений можно ожидать, что в перспективе уровень состояния исполнения обязательных требований законодательства об охране окружающей среды останется прежним с возможными колебаниями, как в сторону роста, так и в сторону снижения. Большую роль в направлении колебаний, на наш взгляд, может оказать просветительская работа по профилактике нарушений, направленная на информирование широкого круга лиц о требованиях законодательства.

7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора).

Отделом охраны окружающей среды администрации Вологодского муниципального района осуществляется контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории района, жителями района.

Проверки проводятся в строгом соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Материалы проверок оформлялись в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (в ред. от 30.09.2011 № 532).

В дальнейшем необходимо продолжить работу по информированию населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Вологодского муниципального района, об изменениях в природоохранном законодательстве, по постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду для создания государственного реестра таких объектов, усилить контроль за своевременным предоставлением природопользователями деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, внесением квартальных авансовых платежей, осуществлять постоянный контроль за соблюдением правил благоустройства на территориях сельских поселений, за сбором и использованием вторичных материальных ресурсов, за работой с опасными отходами.

Руководитель администрации района И.А. Быков

01.03.2019