Информационное сообщение

Ко Дню Победы. О днях воинской славы.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.

Согласно статье 1 закона установлены дни воинской славы России. В их число входит:

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над
шведами в Полтавском сражении (1709 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова
над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов (1945 год);

3 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год);

9 октября - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ (1943 год) и др.

К памятным датам России отнесены:

22 июня - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год);

29 июня - День партизан и подпольщиков;

1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов;

3 декабря - День Неизвестного Солдата;

9 декабря - День Героев Отечества и др.

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России и памятными датами России, являются: создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел; создание произведений искусства и литературы, посвященных памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России и памятными датами России; присвоение имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России и памятными датами России, населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам.

По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России и памятными датами России.

С 1 марта 2024 года вступает в силу постановление об усилении противопожарной защиты социальных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2023 № 510 в пункт 32 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 внесены изменения.

Изменения предусматривают, что электроустановки зданий общежитий, хостелов, общеобразовательных организаций, образовательных организаций с наличием интерната, дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), спальных корпусов организаций отдыха детей и их оздоровления, медицинских организаций, предназначенных для осуществления медицинской деятельности, должны быть оборудованы устройствами защиты от дугового пробоя, которые поддерживаются в исправном состоянии.

Оборудование таких зданий, введенных в эксплуатацию до 1 марта 2024 г., указанными устройствами защиты осуществляется при их реконструкции или капитальном ремонте.

Установка устройств защиты от дугового пробоя в распределительных и групповых сетях электроснабжения систем противопожарной защиты и систем медицинского назначения, поддерживающих жизнедеятельность пациентов, не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации вступит в силу с 01.03.2024.

Права потребителя получили дополнительную защиту.

С 01.09.2022 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»», определяющий перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей.

В случае, если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме.

В перечень недопустимых условий включено право на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи.

К недопустимым также отнесено положение, обуславливающее приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования.

Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат».

Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.

Кроме того, запрещено принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Введена административная ответственность за выброс мусора из транспортных средств.

Федеральным законом № 287-ФЗ от 14.07.2022 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления».

  Так, за выброс мусора из автомобиля, мотоцикла или прицепа установлены штрафы: гражданину - от 10 до 15 тыс рублей; индивидуальному предпринимателю - от 20 до 30 тыс рублей; юридическому лицу - от 30 до 50 тыс. рублей.

Допускается фиксация указанных правонарушений с помощью специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.

Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» от 03.07.2016 № 323-ФЗ введено основание освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в качестве меры уголовно-правового характера.

В соответствии со ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Под ущербом следует понимать имущественный вред, который может быть возмещен в натуре (в частности, путем предоставления имущества взамен утраченного, ремонта или исправления поврежденного имущества), в денежной форме (например, возмещение стоимости утраченного или поврежденного имущества, расходов на лечение) и т.д. (п. 2.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ).

Частями 1 и 2 статьи 25.1 УПК РФ установлено, что суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем либо дознавателем, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Под заглаживанием вреда, в силу п. 2.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ, понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства. Способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.

В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ (часть 2 статьи 104.4 УК РФ).

Федеральным законом от 03.04.2023 № 111-ФЗ внесены изменения в часть 7 статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Изменения коснулись определения лиц, которым не может быть назначено наказание в виде принудительных работ.

Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Согласно новой редакции, принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выполненным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Повышен возраст осужденных, которым могут назначаться принудительные работы.

Федеральным законом от 3 апреля 2023 г. № 111-ФЗ внесены изменения в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми положения УК РФ приведены в соответствие с изменениями пенсионного законодательства в части повышения пенсионного возраста.

Ранее принудительные работы не назначались женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. С 2019 года законодательством предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости к 2023 года: для мужчин - до 65 лет, для женщин - до 60 лет.

В связи с этим возрастное ограничение, предусмотренное в УК РФ, при котором принудительные работы не назначаются, для женщин повышено с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет.

Приказом Министерства просвещения РФ от 23.01.2023 № 50 внесены изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом названного Министерства от 15 мая 2020 г. N 236.

С 01.04.2024 предусматривается возможность для направления ребенка на обучение вместо свидетельства о рождении предоставлять выписку из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, содержащую реквизиты актовой записи о рождении.

Права потерпевшего на досудебной стадии уголовного процесс.

Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, материальный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу или деловой репутации.

Если потерпевший известен, решение о признании таковым принимается следователем или дознавателем сразу после возбуждения уголовного дела.

Основные права потерпевшего на стадии расследования:

- знать о сути предъявленного преступнику обвинении;

- давать показания на родном языке;

- бесплатно пользоваться услугами переводчика;

- знакомиться с результатами экспертиз по уголовному делу;

- получать копии постановлений следователя, касающиеся его интересов;

- представлять доказательства и участвовать в их исследовании;

- заявлять гражданский иск о возмещении причиненного ущерба, в т.ч. морального;

- ходатайствовать о применении мер безопасности в любой момент производства по уголовному делу;

- знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела и снимать копии документов, затрагивающие его права;

- заявлять отводы и ходатайства;

- обжаловать действия следователя.

Жалоба на действия следователя может быть подана руководителю следственного органа, прокурору района или в суд.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства и прокурорский надзор.

Прокуратура осуществляет надзор за сотрудниками полиции, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, цель которого исключение фактов незаконного вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей.

Деятельность полицейских при проведении оперативно-розыскных мероприятий определяют два федеральных закона: «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности».

По закону сотрудники полиции вправе проводить проверку при наличии заявления о преступлении, либо информации о его совершении или подготовки к нему.

В ходе проверки сотрудник полиции имеет право изымать документы, предметы в порядке, предусмотренном законодательством, а также ведомственными правовыми актами.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

- наличие возбужденного уголовного дела;

- сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

- поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда.

- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий.

Основным видом гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении коммерческих организаций является опрос.

Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, на что необходимо их добровольное согласие.

Отказавшиеся явиться для беседы по приглашению не могут быть подвергнуты приводу.

Опрос может осуществляться самим оперативным работником либо другим лицом, действующим по его поручению.

По просьбе опрашиваемого о сохранении конфиденциальности сотрудники правоохранительных органов обязаны сохранить в тайне источник информации.

Также оперативные работники наделены правом в ходе оперативных проверок наводить справки о финансовом положении организации, что означает возможность запрашивать в кредитных организациях сведения по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

Проведение данного мероприятия возможно при наличии судебного решения.

Кроме того, оперативные работники вправе запрашивать необходимые финансовые документы, в т.ч. об исполнении обязательств, и в самих организациях.

Следующее оперативно-розыскное мероприятие заключается в обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения конкретных тактических задач, что возможно только с согласия владельцев осматриваемых объектов.

Исходя из анализа обращений от предпринимателей, основным вопросом является законность требований о предоставлении документов финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, участия сотрудников службы экономической безопасности в следственных действиях.

Уполномоченными прокурорами по каждому обращению, поступающему в адрес прокуратуры города, изучается оперативно-служебная документация, послужившая основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретного юридического лица. При выявлении нарушений федерального законодательства, несоблюдении порядка их проведения, предусмотренного ведомственными нормативными актами, принимаются меры прокурорского реагирования.

Пенсии по потере кормильца для студентов образовательных учреждений.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на социальное обеспечение в случае потери кормильца. В зависимости от того имелся ли у умершего кормильца трудовой стаж (независимо от его продолжительности) нетрудоспособным членам его семьи может быть назначена страховая или социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Так, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют, в том числе, дети старше 18 лет постоянно проживающие в Российской Федерации, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери дети, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения до 23 лет включительно. Указанная пенсия назначается в том случае, если у умершего кормильца вообще не имелось трудового стажа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.03.2023 № 404 с 1 апреля 2023 года социальные пенсии проиндексированы на 3,3%.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии у умершего кормильца трудового стажа (хотя бы 1 день), право на страховую пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов его семьи, состоявших на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца, установленное в судебном порядке).

В этих целях нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения на период по 31 августа года, в котором завершено указанное обучение, до 23 лет включительно или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

О смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления.

С 29 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Согласно изменениям уменьшены максимальные сроки наказания в виде лишения свободы с шести до пяти лет за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате организацией (статья 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (статья 199.2 УК РФ) и с четырех до трех лет за уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.4 УК РФ).

Изменение максимального срока наказания по таким деяниям повлекло уменьшение срока, в течение которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, то есть привело к снижению сроков давности привлечения к уголовной ответственности по указанным статьям.

Кроме того, теперь уплата в полном объеме сумм штрафа, недоимки и пеней являются дополнительными основаниями для прекращения или отказа в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям.

Законодателем внесены изменения в порядок применения персонифицированной карты для посещения спортивных соревнований, идентификации и аутентификации зрителей, участников официального спортивного соревнования, иных лиц, задействованных в проведении спортивного соревнования.

Данные изменения вступят в силу с 26.05.2023. Теперь идентификация посетителей спортивного соревнования - граждан Российской Федерации, не достигших возраста 14 лет, осуществляется автоматически в процессе подачи заявления на оформление персонифицированной карты их законными представителями, завершившими регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации, если в единой системе идентификации и аутентификации имеются сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, реквизитах свидетельства о рождении (серия, номер, кем выдано, дата выдачи, номер записи акта о рождении, дата записи акта о рождении) таких посетителей спортивного соревнования.

Указанные сведения могут быть проверены оператором информационной системы идентификации болельщиков с использованием государственных информационных систем, включая систему персонифицированного учета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния и Единую государственную информационную систему социального обеспечения.

При наличии ранее выданной персонифицированной карты персонифицированная карта оформляется повторно в случае достижения посетителем спортивного соревнования возраста 14 лет, признания в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации посетителя спортивного соревнования - недееспособного гражданина ограниченно дееспособным или дееспособным или возникновения обязанности посетителя спортивного соревнования получить новый документ, удостоверяющий личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации 28.04.2023 утверждена Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации.

Исходя из понимания информационной безопасности детей как состояния защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:

укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;

сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;

ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

приоритетность прав и обязанностей родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;

ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;

необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;

воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;

повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;

обучение детей вопросам информационной безопасности;

поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;

создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;

взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей;

обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций;

формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации;

безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях и местах, доступных для детей;

единство системы мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

Государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:

проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;

совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в Российской Федерации;

совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения деструктивной информации;

расширение практики межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в предупреждении социально опасного поведения детей;

развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики противоправного поведения подростков в сочетании с воспитательным воздействием в образовательных организациях;

обеспечение защищенности персональных данных детей, размещенных в сети "Интернет", от публичного доступа и (или) их несанкционированного использования;

расширение спектра возможностей услуги "Родительский контроль" на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок;

формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности;

воспитание детей в духе уважения к традиционным ценностям, ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;

развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;

удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;

развитие творческих способностей детей;

воспитание у детей толерантности;

поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;

повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве.

Кроме того, совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:

агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным;

совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;

употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;

занятие проституцией;

иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.

Какая ответственность может наступить за неуплату административного штрафа?

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает административная ответственность.

Указанный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца согласно ст. 31.5 КоАП РФ.

Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Что относится к преступлениям коррупционной направленности?

В уголовном законодательстве нет нормативно закрепленного понятия преступления коррупционной направленности.

Однако составы преступлений имеют следующие признаки:

умышленная форма вины;

специальный субъект - физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства;

связь деяния со служебным положением субъекта;

корыстный мотив: корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера или иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъектом данных преступлений могут выступать:

лица, заинтересованные в осуществлении определенных действий (бездействия) специальным субъектом;

государственные, муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами;

иные лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Таким образом, преступление коррупционной направленности - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

Об ответственности за создание «фирм-однодневок».

«Фирмы-однодневки» создаются для хищения и обналичивания денежных средств, уклонения от уплаты налогов, легализации преступных доходов и совершения других преступлений, угрожающих экономической безопасности и обороне государства.

Для их создания используются документы, удостоверяющие личность граждан, не собирающихся реально осуществлять предпринимательскую деятельность. Таким лицам выплачиваются некоторые суммы за использование их документов.

Инициатор создания фирмы с гражданином, согласившимся за плату предоставить свои документы, посещают нотариуса и налоговую инспекцию, где подписывают документы, необходимые для регистрации их в качестве учредителя или руководителя юридического лица.

Лицам, решившим таким образом подзаработать, необходимо знать, что за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице может наступить ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Максимальное наказание за совершение данного преступления - исправительные работы на срок до двух лет.

Действия лиц, предлагающих стать руководителем «фирм-однодневок», квалифицируются по части 2 статьи 173.2 УК РФ (приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице) и статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица).

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание за данные преступления: часть 1 статьи 173.1 - штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы до 3 лет.

За те же действия, совершенные должностным лицом или группой лиц (часть 2 статьи 173.1) - штраф до 500 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 240 часов или лишение свободы до 5 лет; часть 2 статьи 173.2 - штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до 3 лет.

О праве граждан на обращение в органы прокуратуры.

Гражданам согласно действующему законодательству гарантировано право на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

При направлении обращений гражданам и юридическим лицам в органы прокуратуры необходимо учитывать, что уголовно-процессуальное законодательство не наделяет прокуроров компетенцией по разрешению сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.

Такие сообщения, поступающие по почте или иными средствами, подлежат безотлагательной передаче в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 УПК РФ.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, об этом немедленно уведомляются заинтересованные лица и компетентные органы предварительного следствия или дознания.

Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступлений, разрешаются в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, заявителю направляется письменное уведомление.

Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, направляются в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

К какому виду ответственности будет привлечен работодатель, задержавший выплату работникам заработной платы?

В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Согласно требованиям ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

При задержке зарплаты больше чем на 15 дней работник вправе приостановить работу до ее выплаты, письменно уведомив об этом работодателя. За время приостановки работнику выплачивается средний заработок в соответствии со ст. 142 ТК РФ.

Законодательством Российской федерации об административных правонарушения, предусмотрена административная ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.. За повторное нарушение - увеличенный штраф согласно ст. ст. 4.1.2, 5.27 КоАП РФ.

Уголовная ответственность работодателя предусмотрена за невыплату зарплаты более 3 месяцев при наличии корыстной или иной личной заинтересованности (основание: ст. 145.1 УК РФ).

Об изменениях в правилах предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.


С 1 апреля 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2023 № 444 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». 
Доход получателя меры социальной поддержки определяется за 6 месяцев, предшествующих месяцу перед месяцем обращения.  По заявлениям, поданным с 1 по 30 апреля 2023 года, доходы анализируются с сентября 2022 года по февраль 2023 года, по заявлениям, поданным с 1 по 31 мая 2023 года, учитываются доходы с октября 2022 года по март 2023 года. 

В Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг учтены также изменения, внесенные в ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что предоставление субсидии при наличии у ее получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу стало известно о наличии такой задолженности.

Об изменениях в жилищном законодательстве.

Федеральный закон № 71-ФЗ принят 18.03.2023 и вносит изменения в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации». Указанными изменениями расширены полномочия органов жилищного надзора, а также газораспределительных организаций.

С 01.09.2023 к полномочиям газораспределительной организации будет относиться осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатация и развитие газораспределительной системы, а предметом государственного жилищного надзора - соблюдение требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.

Также изменения касаются деятельности жилищных кооперативов, товарищество собственников жилья.

В случае предоставления в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет жилищный кооператив или товарищество собственников жилья, в их уставе должна быть предусмотрена обязанность заключить со специализированной организацией, определенной Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и наделенной исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено).

Прокуратура Вологодского района Вологодской области 07.05.2023

12.05.2023